«Гендер в Казахстане: от отрицания к принятию»

Фото: Paperlab

23 августа в Астане прошла дискуссия PaperLab о гендере. Участники дискуссии обсудили, как в казахстанском обществе воспринимают термин «гендер», чем занимаются антигендеристы и как продвигать международные нормы гендерной политики. Делимся выжимкой из дискуссии.

Понятие гендера

Казахстанские законы определяют гендер как «социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни». Уполномоченная по правам ребенка в Алматы и юрист-социолог Халида Ажигулова объясняет, что в законе гендер как юридический конструкт закреплен вместе с гарантией равноправия женщин и мужчин. 

Антигендерные движения

Халида Ажигулова рассказала, что в Казахстане есть антигендеристы – группы людей, которые выступают против гендерного равенства, защищают гендерные стереотипы.

Халида напрямую столкнулась с ними в 2020 году, когда работала над законопроектом по противодействию семейно-бытовому насилию. Когда законопроект одобрили в первом чтении в парламенте, появилась группа из 5-6 людей, которые активно выступали против закона. Они писали в социальных сетях, что закон приведёт к распространению трансгендерности, изъятию детей из семей и их усыновлению «на западе», отправлению детей на трансплантацию органов. В результате их стараний законопроект не одобрили.  

Омбудсмен объясняет, что в корне таких движений лежит страх антигендеристов за свои привилегии: «Наше общество агрессивное. Любой человек, говорящий, что агрессия – это не норма, воспринимается угрозой для тех, кто привык избивать своих детей и партнеров».  

Гендер в политике

Для достижения полного гендерного равенства миру требуется 131 год, а Центральной Азии – 160 лет (World Economic Forum).

Экспертка Центра исследований в сфере семейной и гендерной политики Айнұр Абайқызы рассказала, что сегодня в Казахстане больше 55% государственных рабочих — женщины, но только 9% работает в правительстве и всего 8% на политической службе. Для сравнения показатель женщин в политике западных стран – 55%. В этих странах есть институты и стратегии, направленные на увеличение количества женщин в политической сфере.

Харрассмент 

В 2023 году Министерство труда и социальной защиты совместно с «ООН-женщины» опросило 13 тысяч казахстанцев и определило, что 80% населения за закон против домогательств. Более 50% опрошенных женщин неоднократно подвергались харрасменту. Респондентки отметили, что из-за отсутствия закона о домогательствах у них не было чувства защищенности и они не осмеливались заговорить об этом.  

Международные ультиматумы

8 декабря 2009 Казахстан принял закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Как объясняет юристка и исследовательница в сфере гендерного равенства и экономики Айгерім Құсайынқызы, что государство было вынуждено принять закон:

«Это не инициатива наших юристов, а ультиматум, поставленный ОБСЕ. Чтобы провести в 2010 году саммит в Астане, нужно было принять закон и ввести ещё один о профилактике домашнего насилия». 

Айгерім отмечает, что гендерная политика Казахстана деградировала, в 2016 году приняли другую стратегию – о семейной и гендерной политике. Фокус сместился с гендерного равенства на семейные ценности.

Гендер как отвлекающий маневр 

ЛГБТК+ активист и основатель организации «Education Community» Азият Агишев считает, что правительство пользуется антигендерными нарративами для достижения политических целей. Это называется политической инструментализацией.

Например, 10 апреля этого года в Жанаозене прошли протесты у здания министерства энергетики. Через два дня, 12 апреля, депутат мажилиса Ардак Назаров завел речь о запрете ЛГБТ-пропаганды. Речь депутата распространилась в государственных СМИ Казахстана, тогда как протесты в Жанаозене не получили такую же огласку, рассказывает Азият. Так нарратив против ЛГБТ-сообщества использовался как отвлечение внимания от происходящей в Казахстане ситуации. 

А в прошлом году через тему ЛГБТ внимание общества отвели от законопроекта «О введении аккредитации наблюдателей». Законопроект опубликовали 8 июля, а через 6 дней, 14 июля, появилась новость о запрете мультфильма «Базз Лайтер» – якобы пропагандирующего ЛГБТ. Новость о зарубежном мультфильме, где на секунду показали поцелуй женщин, получила больше общественного внимания, чем законопроект.

«Правительство старается создать шумиху в одной стороне, чтобы переманить внимание, для содержания авторитарной власти или уменьшения пространства для гражданского общества», — отмечает Азият.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»