Кейс Аиды Джексен: как призывы бойкотировать концерт Тимати приравняли к экстремизму
История началась с кенселинга. В сентябре активистка и блогер Аида Джексенова призвала подписчиков не покупать билеты на концерт российского артиста Тимати, чтобы не спонсировать военный конфликт России.
Однако организатор концертов Алексей Пучков увидел в публикации активистки на Facebook от 29 сентября, нарушение закона и подал заявление в полицию. Он сослался на серьезную статью – 174 УК РК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».
После жалобы Джексенову вызвали в Департамент полиции города Астана, в отдел по борьбе с экстремизмом. Там, со слов блогера, ее попросили удалить публикацию. Формально никакого дела против нее заведено не было.
«Почему мой пост вообще не рядом с 174 статьей. В моем посте нет: унижения какой-либо группы, этнических маркеров, языка вражды, оскорблений по нации, религии или социальной принадлежности, призывов к насилию, агрессии», – написала Джексенова.
В соцсети Treads Аида Джексенова подробно описала, как прошла встреча. Она отметила, что ей не присвоили никакого статуса – она не считалась ни подозреваемой, ни свидетелем. Встречу в госоргане представили как профилактическую беседу. Но больше всего активистка удивилась тому, что ее сравнили с Екатериной Бивол (объявлена в розыск МВД РК за оскорбление разных национальностей, — Прим. ред.). Кроме того, Джексенову удивило то, что полиция не видит разницы между протестом и разжиганием розни.
«Меня удивило, что мне привели в пример Екатерину Бивол. Сотрудник пояснил, что по их инициативе полиция России проводит расследования ее делу. Мне объяснили, что если полиция России заинтересуется мной, местные сотрудники будут обязаны провести проверку», – пояснила Джексенова в интервью YouTube-каналу «Просто журналистика».
Полиция, уверена блогер, могла сразу отказать заявителю, однако вместо этого пригласила ее в отдел по экстремизму, не объяснила статус, дала рекомендации удалить пост, сослалась на «возможный запрос России» и привела в пример другие дела. Все эти действия в совокупности выглядят как необоснованное давление, по мнению девушки.
Также Аида Джексенова публично обратилась за помощью к министру культуры и информации РК Аиде Балаевой. Позже блогер сообщила в Treads, что глава ведомства уже вышла на связь и подключила к делу юристов.
Случай вызывает вопросы о границах применения статьи 174: если обычный призыв бойкотировать концерт могут рассматриваться как разжигание розни, под угрозой оказываются журналисты, блогеры, активисты и обычные граждане, публично выражающие политическую позицию.
Такие ситуации могут создать прецедент, когда любое критическое высказывание можно попытаться представить как угрозу «межнациональной розни».