МИСК дважды оказался в спике «иноагентов» 

UPD от редакции: Мы считаем, что реестр — вектор в сторону российской концепции "иноагентов", но больше не будем навешивать на себя этот ярлык и просим наших читателей также воздержаться от его распространения.

20 сентября Комитет госдоходов РК опубликовал «Реестр лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства». В список попало более 200 организаций, в их числе НПО, СМИ и отдельные люди. 

Напомним, 13 марта 2023 года вышел приказ Министерства финансов, содержащий поправки, аналогичные российскому закону об "иноагентах". После представления отчетности в первом полугодии, согласно данным поправкам, ведомство опубликовало, так называемый, «реестр иноагентов». Кроме названия организаций и имён в открытом доступе оказались такие данные как ИИН.

Среди «иноагентов» оказались журналистки Динара Егеубаева и Айнур Коскина, Internews Kazakhstan, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Международный фонд защиты свободы слова «Adil Soz»,  исследовательский центр «Paper Lab» и др. Также в список попали Национальный офис и филиал Молодежной информационной службы Казахстана в Астане.

«Реестр лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства» будет публиковаться в открытом доступе дважды в год.

Ранее директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис отмечал, что реестр не несет для некоммерческих организаций никаких юридических последствий, поскольку его главная цель — политическая. 

Председатель попечительского совета МИСК Ирина Медникова в комментарии для 5media:

«Для общественного сектора публикация реестра — не новость: в 2016 году государство в одностороннем порядке без глубинных обсуждений ввело отчетность НПО за грантовое финансирование. 
Семь лет НПО сдавали подробные отчеты обо всех поступлениях и затратах в налоговые комитеты. И на втором этапе государство открывает эти данные обществу. С одной стороны, это хорошо: финансирование НПО должно быть прозрачным. В развитой демократии НПО подотчетны своим донорам: но нюанс в том, что  донором является общество, именно граждане донатят общественным организациям и запрашивают у НПО защиту конкретных прав и интересов, а государство только создает законодательство и ландшафт для их взаимодействия. 
 
У нас же общество никак в финансировании НПО не участвует и государство не стремится развивать такие механизмы, а обществу раскрывает данные, как субъекту, в интересах которого ведется полезная деятельность -- и это тоже хорошо. Общество должно знать, кто действует в его интересах не только на его деньги, а на любые деньги. 
 
Нюанс только в том, что мы не демократия, а полу-советский полулиберальный авторитаризм, где не работают политические институты и свобода объединения (работа НПО) довольно сильно контролируется государством -- в таких условиях этот список приобретает резкий политический смысл. 
 
Это не подотчетность обществу, а политический ярлык, который помогает государству снизить доверие к НПО, которые якобы действуют в интересах каких-то западных организаций. Это снижает влиятельность НПО в обществе, ослабляет их голос в защите прав человека. А "западные организации" -- еще один ярлык и некая абстрактная опасность для среднего обывателя в нашем регионе. 
 
Общество слабо ориентировано в деятельности НПО и может не понимать, что часть международных доноров -- это глобальные межправительственные организации, где Казахстан является членом и поддержка таких доноров -- это поддержка налогоплательщиков сотен стран. Общество может не понимать мандатов и процедур работы международных организаций, которые аккредитованы в нашей стране нашим же правительством для поддержки НПО, по приглашению или при согласовании президента, — то есть Казахстан сам просит и заинтересован в такой помощи. 
 
Вместе с тем, для зарубежных доноров вмешательство во внутреннюю политику и уставную деятельность НПО запрещено местным законодательством. Наши граждане могут не понимать, что гранты — это инвестиции в решение проблем в тех сферах, которые государство или не успевает обслуживать или не заинтересовано в этом.
И наконец, обыватели могут вообще не подозревать о существовании прав человека, не понимать, какие права и зачем нужно защищать, кто и как это должен делать. Но НПО тем не менее это делают, и если обществу сейчас объявят о том, что защита его прав прав и общественных интересов ведется на средства "иностранных организаций", это смещает фокус на то, что получателем выгоды от этой активности является не общество, а иностранные организации, хотя это не правда. 
 
Это вектор в сторону российской концепции "иностранных агентов", только более медленный и растянутый во времени, более дипломатичный и сглаженный. Мы копируем практики страны, которая находится в международной изоляции. 
 
Жаль, что медиа и сетевые авторы быстро внедрили в дискурс российский термин "иноагенты", хотя наша терминология описательная -- "Реестр лиц, получающих деньги или иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию".
 
МИСК не скрывает свое финансирование, мы открыто рассказываем бенефициарам о поддержке каждого проекта, публикуем эти данные на сайте и во всех отчетах госорганам. Мы считаем, что привлекаем инвестиции в развитие молодежи и гордимся тем, что нам доверяют серьёзные партнеры из развитых демократий. Переживаем только за то, что в политическом поле Казахстана мы будем ослаблены новым ярлыком.
 
Что касается персональных данных -- ИИН физических лих -- их публикация без согласия собственников и указания цели -- это нарушение закона О персональных данных. У нас совсем не развито понятие цифровой собственности граждан -- это как раз весь массив цифровой информации о человеке, по которой только он должен принимать решение о том, появится ли она в публичном доступе и даже государство должно запрашивать у гражданина такое разрешение.
 
А государство тем временем, как хранитель и оператор персональных данных, до сих пор допускает утечки и такие незаконные официальные публикации».
 

Читайте также: «Позорный столб» и «давление на независимые НПО». Зачем властям Казахстана считать «иностранные» деньги?

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»