Реестр иностранного финансирования: как его отменить? 

В декабре мы направили жалобу министру финансов Ерулану Жамаубаеву с просьбой признать дискриминационный характер «Реестра лиц, получающих иностранное финансирование», исключить из реестра МИСК и другие правозащитные организации, СМИ и журналистов, а также прекратить обременительный мониторинг финансирования НПО в Казахстане. Наши просьбы аргументированы международными обязательствами страны. Но нам ответили отказом, сославшись на Налоговый кодекс РК. Поясняем в карусели.   

Какие риски несет?

МИСК рассматривает включение в Реестр как недружественный жест и меру, направленную на стигматизацию организаций и граждан, включенных в Реестр. 

Публикация Реестра подразумевает, что включенные в него НПО и граждане работают в интересах иностранных государств и международных организаций. Это не так, но Реестр можно интерпретировать, чтобы очернить и стигматизировать включенные в него лица. Так, некоторые публичные личности уже заявляли, что Реестр показывает «кто и кому продает родину». Публикация Реестра уже привела к навешиванию ярлыка «иностранных агентов» и затруднила работу, например ОО «Эхо», которому пытались заблокировать банковские счета.

Какие законы и соглашения нарушает реестр?

Во-первых, это Международный пакт о гражданских и политических правах, который гарантирует защиту чести и репутации (ст. 17), обязывает государства не ограничивать* доступ общественных организаций к ресурсам на основании страны происхождения их источника, а также не стигматизировать тех, кто получает такие ресурсы (ст. 22). Публикация Реестра выделяет организации гражданского общества, получающие иностранное финансирование, и может повлечь ограничение их деятельности. Подобное выделение не только потенциально наносит урон репутации включенных лиц, но и подразумевает дискриминацию НПО – это противоречит статье 5 Международного пакта.

*Исключения касаются терроризма и выборов. 

Во-вторых, это Руководящие принципы по свободе объединений БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы. Согласно им, от организаций могут требовать отчетность соразмерно масштабам деятельности и без обременений (п. 255). Недопустимо требовать от общественных организаций большей отчетности, чем от других юридических лиц (коммерческих предприятий). Но в Казахстане наоборот: почти все НПО обременяют жестким мониторингом – например, оказанием юридической помощи и проведением опросов (ст. 29 Налогового кодекса). 

Напомним, что согласно Конституции РК, у международных документов есть приоритет перед национальными законами. 

Обращение казахстанских НПО

Обозначив нарушение международных соглашений, мы выразили министерству 4 просьбы:

  • признать, что публикация реестра с названиями НПО противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах ООН и дискриминирует НПО;

  • исключить нас из реестра;

  • исключить из реестра все правозащитные организации, журналистов и СМИ; 

  • отменить обременительный мониторинг иностранного финансирования НПО.

Ответ Министерства

Министерство финансов ответило, что так как МИСК «предоставил отчетность о получении денежных средств из иностранных источников, исключение из Реестра не предоставляется возможным».

Также Минфин отметил, что основная цель публикации реестра – «обеспечение открытости и прозрачности, национальной безопасности, внутриполитической стабильности государства и его граждан». 

Вместе с тем ведомство уверяет, что публикация Реестра не налагает дополнительных обязательств и ограничений на физические и юридические лица (можно ли считать это гарантией?). 

А также говорит, что ИИН, Ф. И. О. физических лиц и сам реестр не являются налоговой тайной.

Мы по-прежнему не согласны с действиями правительства и считаем, что публикация реестра противоречит международным обязательствам Казахстана и может повлечь огромный репутационный урон стране на международной арене. 

Думаем, что делать дальше.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»